АРМЯНЕ И СВЕТАЯ СОФИЯ - АЙЯ-СОФИЯ
Трдат Архитектор (арм. Տրդատ ճարտարապետ) (около 950—1020) — наиболее известный армянский архитектор периода династии Багратуни (X век).
После того, как в 961 году Ашот III перенёс свою столицу из Карса в город Ани, сюда же был переведён и католикосат. Трдат построил главный собор города и здание католикосата.
Когда после большого землетрясения в 989 году рухнул купол Софийского собора в Константинополе византийские власти призвали Трдата организовать ремонт здания. Восстановление купола было завершено к 994 году.
Трдата также считают руководителем строительства церкви Сурб Ншан (завершено в 991 году), самого старого здания в монастыре Ахпат
О биографии Трдата Архитектора (Ճարտարապետ) нам известно очень мало. Годы жизни Трдата выпали в период, когда Багратидская Армения была на пике своего культурного развития, и сам Архитектор сыграл в этом немаловажную роль. Самым значимым и масштабным его сооружением был Кафедральный собор Святой Девы в столице Армении, городе Ани.
__________________________
Масштабы армянской столицы можно представить исходя из данных о численности населения, которое к XIвеку превышало 100 тысяч человек. Для сравнения в тот же период население Лондона не превышало и 40 тысяч человек. Также этот город остался в истории как «город тысячи и одной церкви». И действительно, в связи с перенесением Армянского Католикосата в столицу, начался бурный рост христианских храмов.
__________________________
Фрагмент Анийского собора
Строительство Собора продолжалось двенадцать лет, с 989 по 1001 год. И как раз это время (в 989 году) в столице Византийской империи, Константинополе, произошло землетрясение, которое причинило ощутимый ущерб Собору Святой Софии. Трдата Архитектора пригласили возглавить реконструкцию, в частности, он занимался восстановлением купола, который и придал собору величественный вид.
Внутренняя сторона купола Собора Святой Софии в наши дни
Трдат примечателен не только тем, что строил значимые сооружения, но он также сделал большой вклад в культуру своего времени, привнеся в архитектуру новую стилистику.
Польский и австрийский искусствовед, специалист в области византийского искусства Йозеф Стшиговский, говоря об армянской архитектуре, прямо указывает, что она является истоком таких архитектурных стилей как готика и романизм:
«Оттуда, из страны двух рек и плоскогорья Арарата, — пишет он,— происходит эволюция, которая лишает почвы эллинистического предшественника. На одно направление опирается движение, которое мы называем романским и готическим, на другое, которое, однако, появилось на протяжении всех средних веков, — Ренессанс (...)».
Известный французский историк и археолог Шарль Тексье (1802—1871), основываясь на результатах своей экспедиции в Малую Азию и Армению 1833 года, также утверждал, что готический стиль попал в Западную Европу, в частности, во Францию именно из Армении. Напомним, что готика являлась господствующим стилем в европейском зодчестве на протяжении трёх веков с конца XII по начало XVI столетия.
Зарисовки анийских храмов Шарля Тексье после экспедиции
Армянская культура намного более самобытна, чем мы можем себе представить, и мировой общественности только предстоит по достоинству оценить ее вклад в цивилизацию Европы. В этой связи примечательна цитата австрийского историка Элизабет Бауэр:
«Несмотря на то, что мало известно об Армении, Европа, с точки зрения культурного наследия в большом долгу перед ней. На заре истории Армения была одной из колыбелей цивилизации… В первом тысячелетии до н. э. экономика, искусство и традиции Армении были настолько развиты, что ее культура стимулировала Египет, Грецию и Рим, как материально, так и духовно».
Кавказовед Дэвид Маршалл Ленг, написавший книгу об истории Армении, назвал ее «Армяне. Народ-созидатель». Действительно, созидание – главная характеристика этого народа, который привнес большой вклад не только в построение своей культуры, но также соседних народов, и вполне естественно, что уничтожение христианского наследия на территории Турции, в частности, превращение храма Св. Софии в мечеть, касается не только греков, но и армян, которые являются не просто сочувствующими единоверцами, но и внёсшие свой вклад главный христианский символ Востока.
Армения противостоит тем, кто превращает Айа-Софию в мечеть, тем, кто не ценит искусство и архитектуру, или ворует её, выдавая за свою или «даруя» её порабощённым ими народам.
источник .` https://armat.im/ru
Автор: Артур Магакян
Материал скомпонован и отредактирован: Аршам Агамалян
источник .` https://armat.im/ru
Автор: Артур Магакян